Кременчугская газета
Kremenchuk, Poltava Oblast, Ukraine
Пятница, 29 Мая 2020 года
Facebook Twitter Instagram Кременчугская газета на Youtube

Вы здесь

Памятная дата: 10 апреля 1959 года завершили изготовление первых двух самосвалов КрАЗ-222

 

10 апреля 2020 15:45

И уже к концу 1959 года завод освоил серийное производство КрАЗ-214, КрАЗ-219 и КрАЗ-222.

Сегодня 10 апреля. В этот день 61 год назад завершили изготовление первых двух самосвалов КрАЗ-222. Как развивалась история Кременчугского автомобильного завода, читайте далее.

Первыми в Кременчуге стали выпускать самосвалы КрАЗ-222, которые были почти точной копией ярославского 10-тонника ЯАЗ-219, оснащенного 180-сильным двухтактным дизельным двигателем ЯАЗ-М206Д (ЯМЗ-206Д). Единственное внешнее отличие - в фирменный стиль, как сказали бы теперь: шагающего ярославского медведя на капоте заменил красно-голубой гребешок (стилизованное изображение государственного флага УССР); вместо эмблемы ЯАЗ на облицовке радиатора появилась новая эмблема КрАЗ; кроме того, на съемных боковинах капота присутствовал шильдик "Днепр" (кстати, именно под этим брендом и планировалось выпускать украинские грузовики, но он так и не прижился).

10 апреля 1959 года общественности были презентованы первые два самосвала КрАЗ-222 "Днепр", изготовленные на предприятии. Поначалу машины в Кременчуге собирались вручную на стапелях из деталей, поступавших с Ярославского автозавода. Но уже к маю был запущен главный сборочный конвейер длиной 259,6 м, началось серийное производство. До конца 1959 года в Кременчуге успели собрать 364 самосвала КрАЗ-222. Кроме того, было освоено производство 12-тонных бортовых грузовиков КрАЗ-219 колесной формулы 6х4 (аналог ЯАЗ-219) и 7-тонных военных автомобилей КрАЗ-214 колесной формулы 6х6 (аналог ЯАЗ-214).

Завод стал осваивать выпуск различных комплектующих, к сентябрю 1960 года украинские грузовики уже оснащались рамами, раздаточными коробками и мостами собственного производства. Росли и темпы выпуска: в том же году был изготовлен 10-тысячный автомобиль, в апреле 1963-го - уже 25-тысячный! В обоих случаях юбиляром становился именно самосвал КрАЗ-222 - одна из самых востребованных в тот период моделей. Пройдя модернизацию, под индексом КрАЗ-222Б он выпускался вплоть до июля 1964 года. Всего на Кременчугском автозаводе был выпущен 11.641 самосвал КрАЗ 222-й модели. Однако к настоящему времени сохранился единственный экземпляр КрАЗ-222 "Днепр" - в 2006 году он был отреставрирован в экспериментальном цехе автозавода и сейчас занимает почетное место старейшины среди экспонатов музея техники КрАЗ.

Другая знаковая модель той эпохи - армейский автомобиль-вездеход КрАЗ-214 "Днепр" с колесной формулой 6х6. Он стал основоположником большого семейства грузовиков повышенной проходимости, несколько поколений которого прославили марку КрАЗ и на военной службе, и на "гражданке" более чем в 50 странах мира.

Первый украинский внедорожник по своей конструкции не отличался от своего предшественника - ярославского грузовика ЯАЗ-214 (выпускался с 1957 года). Автомобиль оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем ЯАЗ-М206Б (ЯМЗ-206Б) мощностью 205 л.с. В трансмиссию входили пятиступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка, передний мост отключался. Все шесть ведущих колес имели односкатную ошиновку. Рулевое управление - с пневматическим усилителем. При снаряженной массе 12,3 тонны грузоподъемность автомобиля составляла 7 тонн. Но он еще также мог буксировать прицепы полной массой до 50 тонн. Максимальная скорость с полной нагрузкой составляла 55 км/ч, расход топлива достигал 70 л на 100 км. С 1963 года выпускалась модификация КрАЗ-214Б, отличавшаяся наличием бортовой электросети с напряжением 24 В и модернизированной подвеской.

Автомобили КрАЗ-214/214Б служили не только в Советской Армии и вооруженных силах стран Варшавского договора, но также в армиях Египта, Сирии, Пакистана, Кубы, Индии, Вьетнама. Кременчугские вездеходы использовались для перевозки личного состава и военных грузов, в качестве тягачей артиллерийских систем, в составе понтонно-мостовых парков, тяжелых механизированных мостов, как база под монтаж радиолокационных станций и пусковых установок тактических ракет комплекса 2К5 "Коршун", в качестве шасси для военных экскаваторов Э-305БВ и ЭОВ-4421. На "гражданке" КрАЗ-214/214Б использовались в нефтегазовой и лесной промышленности, а также в качестве буксировщиков самолетов в аэропортах. За годы производства с конвейера в Кременчуге сошло 32.870 вездеходов КрАЗ-214/214Б, из них 2867 было экспортировано.

Бортовой автомобиль КрАЗ-219 выпускался с 1959 по 1963 год. Это был самый большой и самый тяжелый серийный советский грузовик на дорогах СССР того времени: его длина составляла - 9,66 м, полная масса - 23,5 т. Платформа с откидными деревянными бортами имела просто "исполинские" внутренние размеры: 5770 х 2450 мм. Однако он оснащался все тем же 180-сильным двигателем ЯАЗ-М206Д и той же пятиступенчатой коробкой передач, поэтому даже по хорошему асфальту с грузом 12 тонн ехать быстрее 55 км/ч не мог. На шасси КрАЗ-219 выпускались самые мощные в СССР автокраны (например, К-162 грузоподъемностью 16 тонн), топливозаправщики и другая спецтехника.

Позже всех в серийное производство в Кременчуге пошел седельный тягач КрАЗ-221 - его начали собирать в 1960 году. Автомобиль предназначался для буксировки тяжелых полуприцепов - нагрузка на седло у него составляла 12.000 кг. Максимальная скорость с полной нагрузкой была невысокой - всего 47 км/ч. Он был незаменим при транспортировке тяжелой дорожно-строительной техники, а также в качестве "сухопутного танкера" - использовался для заправки самолетов в аэропортах в сцепке с топливозаправщиками ТЗ-16 и ТЗ-22.

В 1963 году модельная линейка КрАЗа прошла первую модернизацию - машины получили целый ряд усовершенствований и добавочную буковку "Б" в индексах. Оставались на конвейере машины первого поколения относительно не долго. В июле 1964 года сошел с дистанции КрАЗ-222Б - заменивший его КрАЗ-256 параллельно выпускался на заводе с 1963 года. В 1966-м в Кременчуге началось массовое производство 12-тонного самосвала КрАЗ-256Б, а в 1967-м на конвейер встали новый бортовой грузовик КрАЗ-257, седельный тягач КрАЗ-258 и знаменитый "лаптежник" КрАЗ-255Б. Грузовики второго поколения, которые стали оснащаться более мощными, надежными и экономичными дизельными двигателями V8 семейства ЯМЗ-238, практически без изменений выпускались до 1993-1994 годов. Единственная большая новация - в 1977-1979 годах они получили раздельный привод рабочих тормозов…

 

 

 

По материалам abw.by

Підписуйся на розсилку новин на каналі Telegram. Дізнавайся першим найважливіші та найцікавіші новини!

Facebook Twitter Instagram Кременчугская газета на Youtube telegram Facebook Live
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите слово, нажмите CTRL+Enter и отправьте сообщение в редакцию

Другие новости

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.

Мы в Telegram

Подписаться