
Как причисляют к лику святых, как исцеляют святые мощи, почему у святых много «двойников» и кто играл в футбол головой Ионы Киевского – православного святого родом из Кременчуга.
Изо дня в день Киево-Печерская Лавра принимает тысячи паломников. Люди едут за исцелением от болезней, депрессий и даже от блудной страсти со всех уголков Украины и зарубежья. Столько святых реликвий в одном месте (а в Лаврских пещерах их 122), нет, пожалуй, больше нигде в мире. Большая часть из них – нетленные мощи.
Также много мощей хранится в киевских Зверинецких пещерах, что возле Свято-Троицкого Ионинского монастыря.
Но и в Кременчуге есть мощи, которым можно поклониться. Как говорит священник кременчугского Свято-Троицкого храма протоиерей Евгений Паламарь (на фото), в ноябре 2015 года в наш город из Италии привезли мощи Святого Иллариона, воина Мелитинского. Честную главу представили для молитвенного поклонения в Свято-Троицком храме. С того момента ковчег с Честной главой Святого мученика Иллариона навсегда остался в Кременчугской епархии, и все желающие могут прийти к нему с молитвой.
Епископ Кременчугский Николай надеется, что со временем святыня принесет и нашему городу хорошие, добрые события, а, возможно, и чудо Господнее.
Пока что кременчужане не очень спешат поделиться новостями о чудесах исцеления от мощей.
«В храм ходим, знаем, что тут есть мощи Святого Иллариона. Лично со мной чуда не произошло, но знаю, что есть мужчина, который ходит чаще, и у него от того, что прикладывается к мощам, произошло исцеление – вылечил болезнь печени… А вы у батюшки спросите, тут и от мощей Луки Крымского было исцеление. О нем многие знают», – говорит прихожанка храма Виктория.
Сам отец Евгений отмечает, что исцеление – дело очень личное, и люди нечасто об этом рассказывают. Ведь чудо исцеления происходит не автоматически, а по воле Божией и по глубокой вере человека. Хотя в Библии, в 4-й Книге царств, упоминается и такой поразительный случай с мощами пророка Елисея: «Умер Елисей, и похоронили его. И полчища моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13:20-21).
«Люди нечасто идут на рассказ о чуде… Но об исцелении от частиц мощей Луки Крымского расскажу. Три года тому назад привозили Икону Луки Симферопольского – известного епископа, врача, хирурга – с частицей его мощей. 15 летняя девочка, после инсульта, на инвалидной коляске, приложилась, и позже ей стало легче: она поднялась с коляски», – говорит отец Евгений.
Задали мы священнику и вопрос о «двойниках» святых. В частности, в книге «Курьезы традиций» утверждается: в монастырях Западной Европы хранятся 20 туловищ и 26 голов Святого Юлиана, 9 – апостола Луки, 18 голов и 12 рук Святого Филиппа, 13 рук Святого Себастьяна, 15 рук Иоанна Златоуста.
«Возможно, люди неправильно поняли свидетельства. Человеческий фактор есть везде, в том числе и в Церкви. Неудивительно, что из-за этого и возникает историческая путаница», – считает отец Евгений.
По словам священнослужителей и историков, со святыми Киево-Печерской лавры подобных казусов не случалось. Мощи из лавры вовсе не вывозят – «путешествуют» лишь частицы мощей.
Однако вернемся в Кременчуг. По словам отца Евгения, в том же Троицком храме, кроме мощей Иллариона, есть частицы мощей других святых.
«У нас в Троицком храме есть частицы мощей Георгия Победоносца, нескольких Киево-печерских святых. Есть частица мощей Андрея Первозванного в Андреевском храме Кременчуга, а в храме на проспекте Полтавском – частица мощей Серафима Саровского… Практически во всех храмах города есть частицы мощей святых. Кстати, в первые века существования православной Церкви появился обычай строить храмы именно на местах захоронений мучеников, отдавших свои жизни за Христа», – рассказал отец Евгений.
Как причисляют к лику святых
Святыми не рождаются. Святыми становятся со временем. И это не обязательно монахи, но и мирские люди. Главное – чистота помыслов и деяний после обращения к Богу, а также подтверждение совершенных при жизни и посмертных чудес. Как говорит священник Свято-Троицкого храма Кременчуга, протоиерей Евгений Паламарь, в православной Церкви существует процедура причисления праведника к лику святых. Создается специальная комиссия, в которую входят епископы, священники и миряне (богословы, историки, медики, могут быть духовные чада того, кого собираются канонизировать). Но бывают и исключения. Например, в случае с Ксенией Петербургской. Ее люди почитали, просили помощи, и она помогала, задолго до канонизации. Как правило, сразу после смерти не канонизируют. Праведник проходит испытание временем – это 70, а иногда и 100 лет, но бывают и исключения. Хоронят этих людей так же, как и всех усопших.
Святой Преподобный Иона Киевский – родом из Кременчуга
Кременчужане могут гордиться тем, что в нашем городе родился Иоанн Мирошниченко, который своими делами и верой заслужил быть названным Святым Преподобным Ионой Киевским.
Иоанн родился в Крюкове, в 1802 году, в семье мещан Павла и Пелагеи Мирошниченко. Семья жила в бедности, и родители Иоанна не могли дать ему хорошего образования. Единственным, чему он научился, было чтение. С детства любил книги, особенно религиозно-нравственные, и читал очень много.
Будучи с малых лет весьма набожным, Иоанн очень часто посещал монастыри и первоначально поселился в качестве послушника у старца Серафима, известного подвижника ХIХ века, жившего в Саровской пустыни Тамбовской епархии. Послушник Иоанн прожил на послушании у старца 8 лет. За это время он научился творению умной молитвы.
В 1843 году Иоанн Мирошниченко принял монашество с именем Иона. Он послужил во многих приходах, а в 1851 году был рукоположен в сан иеромонаха и через 2 года переведён в число братии Киево-Выдубицкого монастыря, расположенного на одной из самых живописных окраин Киева, на так называемом Зверинце. Уже в это время иеромонах Иона выделялся своей духовной опытностью и благочестивой жизнью, и многие киевляне искали случая получить совет и наставление у отца Ионы, быть его духовными чадами.
Резолюцией Киевского митрополита Иоаникия от 9 декабря 1899 года отец Иона по старости и болезни был освобожден от управления Свято-Троицким монастырем и оставлен его настоятелем.
Несмотря на полный упадок физических сил, он почти до самой смерти принимал людей и оставил всем его знавшим высокий урок духовного бодрствования, самоотверженного труда во славу Божию. Глубокий старец, великий деятель архимандрит Иона мирно почил в Господе 9 (22 по новому стилю) января 1902 года.
Отец Евгений говорит, что во времена СССР, в 1966 году, мощи Преподобного Ионы были вскрыты при перестройке храма под музей ботаники. Обнаружилось, что мощи остались нетленными, но это не остановило безбожников. Голову Ионы оторвали от туловища и даже играли ею в футбол прямо в помещении храма.
«Это за гранью понимания. Частью человеческого тела играть в футбол – это кощунство, непостижимое ни для верующих, ни для атеистов», – отметил батюшка и, заканчивая интервью, рассказал, что надеется получить в Кременчугскую епархию мощи Ионы Киевского. Хотя православные христиане Киева любят преподобного Иону не меньше – ведь именно в их городе он просиял своей святой жизнью.
Олег Булашев