Кременчугская газета
Kremenchuk, Poltava Oblast, Ukraine
COVID-2019
Facebook Twitter Instagram Кременчугская газета на Youtube

Вы здесь

Бей "свой" своего, чтоб чужой и духа боялся


26 февраля 2020 11:00

Почему Укрзализныця на международном форуме пытается отобрать у КВСЗ право на ремонт старых пассажирских вагонов

 

21-23 января 2020 года в Москве состоялось заседание международной экспертной группы Комиссии по пассажирскому хозяйству Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. В эту организацию входят железнодорожные администрации таких стран, как Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Латвия, Эстония, научные организации. Участники экспертной группы – уполномоченные представители всех железнодорожных дорог колеи 1520 мм.

На заседаниях рассматриваются вопросы взаимодействия администраций для обеспечения международного  пассажирского сообщения. Нередко речь идет и о деятельности предприятий – изготовителей продукции железнодорожного назначения, тогда железнодорожные администрации государств представляют это предприятие, приглашают его на заседание.

В январском заседании приняла участие и делегация АО «Укрзализныця» во главе с директором Департамента по организации внутренних и международных пассажирских перевозок Александром Красноштаном. По инициативе УЗ в повестку дня был внесен вопрос: «Рассмотрение предложения железнодорожной администрации Украины (Укрзализныци) о возможности исключения ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» из Перечня предприятий, которым предоставлено право проведения капитально-восстановительных ремонтов (КВР) с целью продления срока службы пассажирских вагонов».

Причина такого обращения, по словам Александра Красноштана, в том, что ПАО «КВСЗ» с марта 2019 года и до января 2020-ого (то есть на протяжении 10 месяцев) не производил КВР пассажирских вагонов.

Ответить сразу КВСЗ не смог: ведь Укрзализныця, затеяв нечестную игру, не ходатайствовала о нашем участии в заседании международной экспертной группы.  Поэтому давайте разберемся сейчас.

Получить возможность проводить ремонты пассажирских вагонов Укрзализныци ПАО «КВСЗ» может только победив в тендере, который объявляется собственником. Последний тендер УЗ проводила в мае 2018 года.

А Крюковский вагоностроительный завод, выполнив комплекс работ для получения права проведения капитально-восстановительных ремонтов, это самое право получил в марте 2019 года. Окончательное решение приняла Международная комиссия по пассажирскому хозяйству по ходатайству Укрзализныци, представившей все необходимые документы в соответствии с требованиями Положения о продлении срока службы пассажирских вагонов, курсирующих в международном сообщении. Так ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» был внесен в Перечень предприятий с правом КВР.

Но вернемся к заседанию  международной экспертной группы от 21-23 января 2020 года. Его участники были, мягко говоря, удивлены. И в ходе обсуждения вопроса отметили, что действующим Положением о продлении срока службы пассажирских вагонов не предусмотрена процедура исключения из Перечня предприятий с правом КВР.

Доказательств нарушений, допущенных ПАО «КВСЗ» при выполнении  КВР, (в связи с не проведением таковых) – не предоставлено. Фактов обращения АО «УЗ» к Крюковскому вагоностроительному заводу с просьбой об оказании услуг по ремонту, тоже не предоставлено. И выходит, что есть только непонятное, ничем не аргументированное желание руководства Укрзализныци.

Такое за все время работы международной комиссии по пассажирскому хозяйству (с 2006 года) и действия Положения о продлении срока службы пассажирских вагонов (с 2015 года) случилось впервые.

Поэтому, выслушав представителя украинской железной дороги, международные эксперты «приняли информацию к сведению».  И, чтобы избежать подобных инцидентов в будущем,   решили просить железнодорожные администрации направить в Совет по железнодорожному транспорту свои предложения по дополнениям в Положение в части внесения процедуры (указания причин, доказательных материалов, порядка прохождения вопроса) возможных исключений из Перечня предприятий с правом КВР.

Возникает законный вопрос: почему же в Укрзализныце решили выступить на международном уровне со странным ходатайством по отношению к своему же отечественному  производителю пассажирского подвижного состава?

Можно предположить, что это маленькая месть исподтишка в ответ на проблемы, которые возникли  между КВСЗ и Укрзализныцей из-за невыполнения железной дорогой обязательств по контрактам 2018 года в части оплаты за заказанную ими продукцию. КВСЗ был вынужден подать в хозяйственный суд Киева на взыскание фактической задолженности за вагоны на общую сумму ориентировочно 1,4 млрд грн, выиграл дела.

Учитывая это, предприимчивые ТОП-менеджеры Департамента пассажирских перевозок УЗ выискивали методы воздействия на завод. Одним из них стало  заявление во время совещания в УЗ в ноябре 2019 года   директора по пассажирским перевозкам Александра Толкачева: «Мы у вас отберем право на ремонт пассажирских вагонов».

От слов – к делу. Тут же, на совещании, последовала команда директору Департамента по организации внутренних и международных пассажирских перевозок УЗ Александру Красноштану подготовить соответствующее письмо в адрес международной комиссии по пассажирскому хозяйству государств - участников, что и было сделано за подписью представителей железнодорожной администрации Украины -  Александра Толкачева и Александра Красноштана.

И  это после того, как удалось наладить переговоры с УЗ, заключить мировые соглашения и возобновить поставки вагонов со стороны КВСЗ, оплату – со стороны УЗ. 

Видимо, желание исключить ПАО «КВСЗ»  из Перечня предприятий имеющих право проводить КВР, - это попытка не только опорочить предприятие, которое идет по пути создания в Украине и на пространстве 1520 новых и новых видов рельсового транспорта социального назначения, имеет безупречную деловую репутацию.

Но и заодно устранить конкурента на рынке проведения ремонтов подвижного состава. Ведь, как заявил уже бывший председатель правления УЗ Евгений Кравцов в интервью «BBC News Украина», Укрзализныця «изобрела модель», по которой в 2020 году может провести капитальный ремонт до  500 пассажирских вагонов. По подсчетам специалистов дороги, при реализации «проекта», можно произвести обновление одного вагона за 1 млн гривен. Для сравнения, полностью новый вагон стоит сегодня 25 млн гривен, капитальный ремонт - 11-12 млн гривен.

Предприятия, имеющие право выполнения КВР пассажирских вагонов, не входящие в структуру АО «УЗ», могут оказать данные услуги только при объявлении тендера через систему государственных и коммерческих тендеров ProZorro. При этом, выстраивается система: тендер - контракт – предоплата - старый вагон – отремонтированный вагон - окончательный расчет.

Другое дело проведение ремонта на предприятиях, входящих в состав АО «УЗ». Все материалы для выполнения работ (от  старого вагона остается только металлический кузов) закупаются централизовано, потом выдаются под количество вагонов в вагоноремонтное депо. Там из полученных материалов восстанавливают вагон. Что дали – из того и восстановили. Снабжение, выполнение работ, проверка качества, приемка вагона – все в одной системе. Как говорится, своя рука - владыка. Да и рука руку моет. И самое главное – никаких тендеров.

В Украине есть около 500 пассажирских вагонов, которым необходимо выполнить КВР, или у них приближается срок списания.

Кроме того, в 2020 году Казахстан планирует капитально отремонтировать 50 пассажирских вагонов (всего до 300 вагонов в ближайшие  4-5 лет). В ноябре 2019 года «Казахстан темир жолы» - оператор железнодорожной сети Республики Казахстан,  пригласил на совещание предприятия (и КВСЗ), имеющие право проводить данный вид услуг, а также руководителей департаментов АО «УЗ»,  представляющих депо,  для ознакомления с объемом работ. Как видим, перспективы бизнеса по выполнению ремонтов пассажирских вагонов есть.

Эти факты свидетельствуют: Укрзализныця демонстрирует непартнерские отношения, пытается ущемить права украинских вагоностроителей,  устранить конкурентов недобросовестными методами. Особый цинизм в том,  что хочет она это сделать чужими руками – при помощи железнодорожных администраций других стран.

Кстати, в Украине не только ПАО «КВСЗ» имеет право проведения КВР с целью продления срока службы пассажирских вагонов. Аналогичные услуги могут оказывать ООО «Харьковский вагоностроительный завод», АО «Днепровагонремстрой», которые также, в связи с отсутствием тендеров на оказание услуг собственнику вагонов, не производили ремонты. Кто в планах УЗ следующий?

Пока готовился этот материал, УЗ пошла еще дальше. Вышеупомянутые господа Александр Толкачев и Александр Красноштан прислали на КВСЗ письмо, в котором пытаются доказать, что Крюковский вагоностроительный завод  и вовсе не проходил процедуры для получения права на проведение капитально-восстановительных ремонтов. То есть те документы, которые специалисты УЗ подписывали, подавали на Комиссию по пассажирскому хозяйству, они же объявляют недействительными?

Вместо лишения  прав и установки технических барьеров национальным производителям, Государственой железнодорожной администрации монополисту - АО «УЗ» нужно всячески поддерживать украинские заводы, которые всеми силами пытаются созидать. Иначе судьба национальной сложной высокотехнологичной техники будет, как у поездов Шкода, которые более года стоят в ожидании ремонтов под украинским небом вместо перевозки пассажиров в комфортных условиях.  Но, почему-то, ни Александр Толкачев, ни Александр Красноштан не желают заняться этим вопросом, хотя это является их прямыми обязанностями.

В марте, в столице Азербайджна Баку, состоится заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. «Украинский вопрос», о котором мы рассказали, скорее всего, будет внесен в повестку дня автоматически. Ведь экспертная группа Комиссии по пассажирскому хозяйству обязана информировать Совет. КВСЗ предложил руководству Укрзализныци отозвать свое ходатайство и, как говорится, не позориться дальше. В УЗ отказались.

 

Георгий Игнатов, главный специалист направления транспорта социального назначения, лауреат Государственной премии Украины.

Підписуйся на розсилку новин на каналі Telegram. Дізнавайся першим найважливіші та найцікавіші новини!

Facebook Twitter Instagram Кременчугская газета на Youtube telegram Facebook Live
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите слово, нажмите CTRL+Enter и отправьте сообщение в редакцию

Другие новости

Афиша Кременчуга
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.

Мы в Telegram

Подписаться