Рассчитывать на то, что в ближайшее время жуткий запах, который так замучил кременчужан, не приходится. И это несмотря на активную деятельность горожан, выводы госэкспертизы, рекомендации рабочей группы, которая занимается решением «зловонного» вопроса. Почему не удается окончательно закрыть эту тему?
«Снова воняет». Слова, которые практически ежедневно произносят жители Кременчуга, чаще всего – Молодежного. Когда же прекратится этот (преимущественно ночной) ужас?
Оказывается, нескоро. И это при том, что горожане постоянно жалуются в Службу помощи мэра (15-63), проводятся государственные экологические экспертизы.
«Вопрос, который волнует всех кременчужан, а именно загрязнения воздуха в нашем городе, я поднимал на научных конференций в различных городах Украины. Попытка найти выход из ситуации, когда одни и те же вредные вещества присутствуют в выбросах целого ряда предприятий, расположенных рядом, ставила в тупик многих ученых», – рассказал редакции декан факультета естественных наук Кременчугского национального университета имени Михаила Остроградского, кандидат технических наук, доцент Владимир Бахарев, который также является членом рабочей группы по недопущению превышения выбросов загрязняющих веществ.
Он добавил, что для решения столь острого вопроса необходимо вносить изменения в законодательную базу, которую порядка 25 лет никто не обновлял. Хотя за это время в разы увеличилось количество автотранспорта на дорогах городов, поменялись производственные процессы на предприятиях, номенклатура и расположение самих производств. Чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки, в настоящее время в Кременчуге ведется работа по накоплению базы данных результатов замеров вредных примесей, концентрации которых превышают предельно допустимые нормы.
Однако, по словам Бахарева, и здесь есть свои подводные камни. Во-первых, работу экологов усложняет мораторий на плановые проверки предприятий, который несколько лет назад наложили государственные чиновники, и лишь недавно его частично сняли. Кроме этого, существующий порядок проведения внеплановых проверок предусматривает предварительное оповещение руководства предприятий о цели, задачах, времени и объемах инспекции. Но и в первом, и во втором случае ограничена возможность проведения проверок в вечернее и ночное время. Поэтому все замеры осуществляется за пределами предприятий, которые являются вероятными источниками выбросов и запаха, и только в дневное время суток. В данном случае речь идет о Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе, заводе технического углерода, ТЭЦ «Полтаваоблэнерго», а также промыво-пропарочной станции «Кагамлыкская». Названные объекты в своем производстве используют практически одинаковое сырье, имеют схожую номенклатуру выбросов. К этому стоит добавить, что вредные вещества, попадая в слои атмосферы, могут трансформироваться (преобразовываться), что усложняет работу экологов. Поэтому замеры некоторых веществ проводятся не в воздухе, а в почве. Все эти факторы не позволяют назвать конкретного загрязнителя воздуха в Кременчуге.
Однако еще в феврале 2018 года предприятие «Промэкология» совместно с Институтом гражданского здоровья им. Марзеева, которые привлекались к проведению государственной экспертизы, зафиксировали превышения предельно допустимых концентраций загрязнителей, которые не включены в разрешительную документацию предприятий, выдаваемую Минэкологией. Выбросы этих загрязнителей не нормированы действующими разрешениями на выбросы, и на предприятиях их просто не измеряют и не пытаются минимизировать. Поэтому промышленным объектам необходимо получать новые разрешения, в которых будут учтены дополнительные вещества, выявленные в результате экспертизы. Но 24 апреля на заседании рабочей группы по недопущению превышения выбросов загрязняющих веществ представитель «Укртатнафты» сообщил о том, что на заводе пока не нашли возможности провести замеры, которые рекомендовали специалисты, проводившие в Кременчуге госэкспертизу. Лаборатория же самого завода не аккредитована на эти виды исследований. Ранее заместитель главного инженера по экологии «Укртатнафта» Геннадий Демёхин заявлял, что в 2018 году на предприятии решили отказаться от 7 вредных компонентов в производстве. Однако получать новое разрешение на выбросы и нормировать дополнительные компоненты завод в этом году не намерен. А, следовательно, не считает необходимым проводить дополнительные исследования. Аналогичную позицию тогда заняло и руководство ТЭЦ «Полтаваоблэнерго» – ее озвучил главный инженер Олег Вертепный.
По словам декана факультета естественных наук КрНУ, для проведения замеров порой требуются не такие уж большие деньги. Так, 6 замеров для 1 трубы на ТЭЦ стоят порядка 11-12 тыс грн. Стоит также учесть, что промыво-пропарочная станция относится к огромной структуре «Укрзалізниці», в которой есть свои лабораторные и научно-исследовательские центры, возможно, имеющие право проводить необходимые замеры и предоставлять запрашиваемую городом документацию без привлечения сторонних организаций. Однако на сегодняшний день предприятие не показало необходимую документацию. Кроме этого, как стало известно на последнем заседании рабочей группы в мэрии, 18-19 апреля в Кременчуге работали специалисты из Института общественного здоровья им. А.Н. Марзеева. Они планировали провести замеры выбросов на предприятии. Но сделать им это не удалось, так как в это время на пропарке не было ни одного вагона (что выглядит довольно странно).
Исключением из этого списка стал Завод технического углерода (единственный у которого выявленные загрязнители присутствуют в разрешениях на выброс), руководство которого заключило договор на дополнительные экологические исследования с профильным Институтом общественного здоровья имени Марзеева НАНУ Украины. Кроме этого на предприятии обещают провести ряд экологических мероприятий, на которые в 2018 году потратят порядка 12 млн грн.
В этом вопросе не стоит забывать о работе городской передвижной муниципальной экологической лаборатории (ПМЭЛ). По словам Бахарева, эта структура сейчас работает в полном объеме, предусмотренном регламентирующей документацией. Сотрудники лаборатории проводят как плановые замеры, так и выезжают на внеплановые (при поступлении более 5 жалоб от кременчужан в Службу помощи мэра). Именно поэтому, если в городе воняет, активисты настоятельно рекомендуют звонить в эту службу. Но здесь следует отметить одно «но». Сотрудники лаборатории не выезжают на замеры в ночное время. Их график работы четко регламентирован. А для того, чтобы ПМЭЛ могла работать в темное время суток, депутаты горсовета должны внести изменения в график её работы, что приведет к увеличению штата сотрудников, а, следовательно, потребуется дополнительное финансирование.
Отметим, что в случае фиксации превышений концентраций вредных веществ специалистами ПМЭЛ, которые выезжают на замеры совместно с представителями лабораторного центра Госпотребслужбы (бывшая СЭС), составляется соответствующий протокол. Далее документ направляется в мэрию Кременчуга и полицию. После этого городские чиновники запрашивают у предприятий информацию о производственных процессах, которые проходили на объектах во время фиксации уровня загрязнения, и ряда других моментов. На основании протокола, поступившего в полицию, должно быть открыто криминальное производство. А далее необходимо получить экспертную оценку, например, из Харьковского научно-исследовательского института судебных экспертиз им. Н.С. Бокариуса. А вот для адекватной оценки судебными экспертами ситуации с загрязнением воздуха в нашем городе как раз и нужна та база данных зафиксированных превышений, над которой сейчас работают. По словам Бахарева, на это могут уйти годы.
Стационарные посты лаборатории
В Кременчуге в настоящее время установлено 4 поста лаборатории по контролю за состоянием атмосферного воздуха Гидрометслужбы государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины (ЛСЗА), благодаря которым фиксируются среднесуточные концентрации вредных веществ в городе. Данные, полученные этими постами, играют значительную роль в выполнении задач общегосударственной системы мониторинга атмосферного воздуха. Государство в основном оперирует усредненными данными (в основном – среднегодовыми) для оценивания региональных изменений качества воздуха в городах Украины. Однако, по словам Бахарева, современные реалии говорят о том, что для ситуации, в которой оказался наш город, существует острая необходимость получения именно «сиюминутных» оперативных данных. К тому же информация должна позволять дифференцировать вклад в загрязнение атмосферы различных источников, например, отдельно транспорта, отдельно промышленных объектов.
К примеру, один из постов ЛСЗА находится практически на перекрестке улиц Шевченко и Первомайской, где ежедневно курсируют тысячи машин. Кроме этого, как раз на этот пост выходит вытяжная труба располагающейся рядом небольшой хлебопекарни. Так стоит ли говорить о том, что проведенные на данном посту замеры отражают реальную картину вредных веществ, находящихся в атмосфере? И означает ли это, что показания характеризуют ситуацию по всему городу?
Что делать дальше
На мартовской сессии горсовета депутаты продлили срок действия городской Программы мероприятий по недопущению выбросов загрязняющих веществ. В рамках этой программы в текущем году планируется детализировать зоны влияния предприятий Северного промузла, а также разработать проект автоматизированной информационно-аналитической системы, которая должна будет постоянно контролировать загрязнение воздуха. Проект системы должен предусматривать организацию современного автоматизированного поста контроля атмосферного воздуха в районе Свиштовского кладбища (место пересечения санитарно-защитных зон предприятий Северного промузла), а также выдачу обоснованных рекомендаций предприятиям в разрезе групп источников выбросов, на которых целесообразно установить автоматические датчики контроля. Полученные данные будут поступать на сервер горсовета, что позволит оперативно выявлять изменения и полноценно контролировать как ситуацию, так и выбросы наиболее мощных источников.
Новым витком «войны с вонью» в Кременчуге может стать внедрение «Порядка осуществления оперативного контроля за загрязнением атмосферного воздуха на территории Кременчуга», в котором прописан алгоритм действий предприятий при выявлении в городе неприятного запаха, а также действия при неблагоприятных погодных условиях.
Проще говоря, метеослужбы будут оповещать о неблагоприятных погодных условиях 37 предприятий, которые находятся на территории Кременчуга и по уровню загрязнения воздуха относятся к первой и второй категориям. Поэтому в период, когда ветер дует в сторону города (а именно тогда чаще всего жители жалуются на запахи), предприятия должны будут работать по определенной схеме, которая никоим образом не останавливает и не сокращает производственные процессы.
Ориентировочно на закупку и установку приборов, а также дальнейшее изучение источника вони из бюджета Кременчуга необходимо выделить 3 млн 500 тыс грн.
О чем свидетельствует превышенный уровень содержания формальдегида* в атмосфере
На веб-портале горсовета Кременчуга существует специальный раздел, в котором должны ежемесячно публиковать информационный отчет по мониторингу загрязнения воздуха в Кременчуге. В нем отражается информация по выбросам веществ, которые зафиксировала передвижная муниципальная лаборатория. Однако на момент подготовки материала редакция увидела данные лишь за февраль 2018 года. В тоже время в начале апреля 2018 года жители Кременчуга узнали о том, что «концентрат» формальдегида в городе в разы превышает допустимые нормы. Информация об этом была размещена в интернете. Что это за вещество такое и откуда оно берется, скорее всего, знают лишь единицы.
Владимир Бахарев объяснил, что в местах, где больше всего выражено влияние автомобильного транспорта, как раз и будет наблюдаться превышенный уровень формальдегида. Это не выбросы предприятий. Токсичный газ образуется в атмосфере вследствие использования топлива, в котором содержатся различные виды добавок в виде этанола и биоэтанола.
*Формальдегид оказывает губительное действие на органы дыхания, на кожный покров (ярко выраженные дерматиты, экземы, язвы), нервную систему (энцефалопатии), является канцерогенным препаратом (способствует возникновению или ускорению развития новообразований).
Напомним, в Кременчуге в период с 7 по 10 мая в Службу помощи мэра кременчужанам поступило 32 жалобы на вонь.
С 11 по 13 мая таких жалоб было 30.
Кременчужане самостоятельно спасаются от вони аптечными средствами.
Елена Синтюрина